Прямая речь

Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей–инвалидов «Свет»

Докладчик: Кац Любовь Ивановна,
председатель Совета Владимирской областной общественной организации «Ассоциация родителей детей–инвалидов «Свет»

Тезисы к выступлению на "круглом столе" Движения "Гражданское достоинство" в рамках Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития»

Защита и реализация прав детей-инвалидов в течение жизни

Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей Инвалидов «Свет» работает с 1 сентября 1995 года.

В городе Владимире более 1000 детей-инвалидов. Во Владимирской области их более 6000. В нашу организацию объединились родители, у которых дети имеют различные заболевания: сахарный диабет, заболевание крови, внутренних органов, ДЦП, синдром Дауна и др. А началось все с объединения родителей, у которых дети были признаны «необучаемыми». В нашей стране много законодательных актов, которые должны помогать людям с ограниченными возможностями стать полноправными членами общества. В статье 43 Конституции Российской Федерации записано: «Каждый имеет право на образование». Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование».

Девятнадцать лет назад было трудно доказать, что такие ребята, которым поставили «диагноз» «необучаемые», имеют право на воспитание и образование. Конечно, они никогда не освоят высшую математику, но могут научиться шить, готовить, петь и даже играть в шахматы. Инициативу нашей организации поддержал Владимирский городской Совет народных депутатов и отдел по делам молодежи администрации города, которые поняли родителей и предложили сотрудничество. В результате совместной работы появилась «Школа жизни» для таких детей.

За девятнадцать лет работы во Владимирской области выстроилась система помощи детям с инвалидностью с рождения в течение всей жизни.

 Оказание ранней комплексной помощи семьям с детьми с инвалидностью. Правовые проблемы. Пути их решения.

Актуальная проблема семей с детьми с особенностями развития – это отсутствие ранней комплексной помощи. При рождении «особенного» ребенка семья не получает психологической, педагогической и юридической поддержки. Статистика свидетельствует: что из семьи, где появился больной малыш, уходят 70% мужчин. 32% отцов никогда не встречаются со своими детьми, только 4% пап помогают семьям.

Очевидно, что чем раньше ребенку оказывается комплексная реабилитационная помощь, а его семье психологическая, юридическая и социальная поддержка, тем крепче семья, тем лучше для развития ребенка и стабильности семьи.

При рождении ребенка с проблемами развития персонал роддомов, поликлиник не достаточно проводит консультации для родителей об особенностях развития, различных методиках воспитания и обучения детей с особенностями развития, о праве выбора родителями воспитывать ребенка в семье или в специализированном учреждении.

Действующая система информирования о возможности получить реабилитационную и социальную помощь не эффективна, так как не доходит до семьи:

- семья оказывается в информационном вакууме: о возможности получить социальные, медицинские и реабилитационные услуги семья получает от других родителей, из сайтов общественных организаций, но не от государственных и муниципальных учреждений, которые должны оказывать эти услуги;

- не предоставляется информация о том, где может быть оказана помощь ребенку (медицинские центры, реабилитационные и санаторно-курортные учреждения), о правах и льготах семьи и ребенка-инвалида (о составлении индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, о праве на внеочередное обслуживание в поликлиниках, предоставление места в ДОУ вне очереди, о бесплатном социальном обслуживании), о социальных выплатах ребенку – инвалиду дошкольного возраста и др..

Отсутствует межведомственное взаимодействие (между ведомствами здравоохранения, социальной защиты и образования), что не позволяет непрерывно и системно сопровождать семью от роддома до школы, вывести семью из тяжелой трудной жизненной ситуации, в которой она оказывается после рождения ребенка-инвалида.

Отсутствует комплексный подход в помощи семье с особенным ребенком: сама семья не получает ни психологической ни социальной помощи.

Существующие центры реабилитационные центры оказывают услуги детям, и только с 3-х лет, и не оказывают помощь семье: психологическую, социальную, юридическую. К тому же, занятия с детьми в этих центрах проводятся только 1 раз в неделю, непостоянно, а только в течение месяца 2 раза в год.

ВООО АРДИ «Свет» в ноябре 2011 году открыла в городе Владимире Центр ранней помощи молодым семьям с детьми с особенностями развития «Мишутка и его друзья», который был отремонтирован и оснащен на средства родителей детей-инвалидов и спонсоров. В центре помощь получают и дети, и их родители. Центр работает в социальном партнерстве с муниципальными учреждениями города Владимира.

Сейчас в Центре «Мишутка и его друзья» организованы следующие виды помощи семье, воспитывающей «особого» ребенка:

- консультации: педагогические, психологические, юридические;

- игротека (обмен развивающими играми);

-библиотека (юридическая, педагогическая, психологическая литература);

- группы взаимной поддержки;

- помощь социального работника.

Для «особых» детей организованы индивидуальные и групповые коррекционные занятия:

- Индивидуальные и групповые занятия с логопедом – дефектологом,

- Группы развития для детей дошкольного возраста, которые не посещают детские образовательные учреждения;

- «Школа жизни – обучение навыкам самообслуживания» для ребят школьного возраста со сложной структурой дефекта, которые обучаются по надомной системе;

- Занятия в сенсорной комнате - для психологической разрядки и получения дополнительных сенсорных ощущений;

- Песочная терапия, игры с использованием тактильной дорожки, фиброоптического душа, воздушно-пузырьковых колонн с зеркалами;

- Игротерапия с элементами сказкотерапии и с бытовыми сюжетами;

- Музыкотерапия и ритмика;

- Лечебная физкультура и активные игры;

- Иппотерапия – в парке на живой лошади и в центре «Мишутка и его друзья» на тренажере;

- Праздничные мероприятия.

Таким образом, специально организованная развивающая среда способствует гармоничному развитию «особого» ребенка, укреплению детско-родительских и семейных отношений.

Девиз центра «Мишутка и его друзья»: «Чем раньше будет оказана реабилитационная помощь ребенку, тем лучше для его развития и для устойчивости семьи!» - теперь реализовывается в полной мере.

 Нормативно правовая база оказания помощи семьям с детьми-инвалидами:

  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Правовые проблемы оказания ранней комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида:

  • Отсутствие единого нормативного документа (Федеральной программы) по ранней комплексной помощи;
  • Отсутствие межведомственного взаимодействия по созданию Служб ранней комплексной помощи;
  • Отсутствие типового положения Службы ранней комплексной помощи.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ по оказанию ранней комплексной помощи семьям с детьми инвалидами с рождения:

  • Разработать и принять Федеральную программу по ранней комплексной помощи семьям с детьми инвалидами с рождения в рамках межведомственного взаимодействия.
  • Разработать и утвердить типовые положения о Службах ранней комплексной помощи.
  • Создавать Службы ранней комплексной помощи семье и ребенку в каждом районной городе (1 служба на 10 тыс. детского населения).
  • Вести учет семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, разработка для каждой семьи этапов сопровождения по выводу из трудной жизненной ситуации.
  • Установить механизм контроля за исполнением ИПР (индивидуальной программы реабилитации) ребенка-инвалида.
  • Организовать общественный контроль в сфере ранней комплексной помощи.

Защита и реализации прав детей и молодых людей с инвалидностью на образование.

Около 40% детей-инвалидов в РФ не обучается.

Законодательство Российской Федерации гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, возраста, социального статуса, состояния здоровья (ст. 43 Конституции РФ; ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ»; ст. 198 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Но до сих пор эти законы остаются декларативными для трети детей с инвалидностью.

Во Владимирской области этот процент намного ниже, так как реализованы права на образование детей дошкольного и школьного возраста:

1. Образование детей дошкольного возраста.

  • На основании абз. 8 п.1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «Дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях в первоочередном порядке», в г. Владимире дети-инвалиды, чьи родители подали заявление о предоставлении места ребенку, обеспечены местами в ДОУ.
  • С 2001 года по инициативе ВООО АРДИ «Свет» с непередвигающимися детьми, «лежачими», проводят занятия логопеды, олигофренопедагоги.
  • Большим продвижением в реализации права на развитие для детей-инвалидов стали занятия с логопедом в поликлиниках без ограничения возраста.

2. Образование детей школьного возраста.

ВООО АРДИ «Свет» реализовала право на развитие, образование для детей с инвалидностью, со сложной структурой дефекта школьного возраста:

  • С 1995 г. работают классы «Школы жизни» для детей ранее признанных «необучаемыми». Программы работают в партнерстве с комитетом по молодежной политике области и управлением по делам молодежи города Владимира.
  • С 2001 года начато обучение детей со сложной структурой дефекта в коррекционных школах 8 вида области. В настоящее время в 10 коррекционных школах 8 вида Владимирской области работают класс-группы для детей со сложной структурой дефекта.
  • С 2001 года с «лежачими» детьми с глубокой умственной отсталостью проводят занятия логопеды и олигофренопедагоги у ребенка дома.
  • С 1 сентября 1999года на основании решения Президиума Владимирского городского Совета народных депутатов от 17.09.99г., управления образования администрации г.Владимира по инициативе Владимирской областной общественной организации «Ассоциация Родителей Детей – Инвалидов «Свет» в средней общеобразовательной школе №14 г.Владимира открыты и работают классы интеграционного обучения глухих и слабослышаших детей. Глухие и слабослышащие дети до 1 сентября 1999 г. отправлялись на обучение из г. Владимира в интернат г. Коврова. Дети при живых родителях жили сиротами в интернате. В настоящее время в школе обучаются дети глухие, слабослышащие и кохлеарноимплантированные.
  • С 1 сентября 2008 года дети из психо-неврологического интерната города Кольчугино Владимирской области начали обучение. Дети школьного возраста этого интерната ранее не могли учиться, т.к. психо-неврологические интернаты относятся не к системе образования, а к системе социальной защиты. По инициативе ВООО АРДИ «Свет» и по решению департамента образования Владимирской области начато обучение так называемых «собесовских» детей.

3. Профессиональное образование и профессиональное обучение.

ВООО АРДИ «Свет» реализовала право на предпрофессиональное и профессиональное образование молодых людей с инвалидностью, со сложной структурой дефекта:

  • С 1 сентября 2005 года по решению департамента образования Владимирской области по инициативе Владимирской областной общественной организации Ассоциации Родителей Детей – Инвалидов «Свет» Владимирский профессиональный лицей № 39 начал обучение ребят со сложной структурой дефекта профессии швея. Ежегодно шесть - семь молодых людей с инвалидностью сдают экзамены на разряд по профессии швея и получают   свидетельства начального профессионального образования.
  • С 1 сентября 2008 года в этом же лицее начали приобретать профессиональные навыки еще 15 ребят с ограниченными умственными возможностями, которые окончили коррекционную школу-интернат 8 вида.
  • С 1 сентября 2008 года ребята из психо-неврологического интерната города Кольчугино Владимирской области получают профессии в профессиональном лицее: швея, плотник, столяр.
  • С 2008 года все учреждения начального профессионального образования могут принимать в отдельные группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих либо не имеющих основного общего образования, с целью их профессиональной подготовки и получения квалификации по соответствующей профессии, не требующей основного общего образования. Постановление Правительство Российской Федерации N 521 от 14 июля 2008 г «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования», на основании которого все лица, не имеющие образования,   могут обучаться по соответствующей профессии, не требующей основного общего образования.
  • После вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие либо не имеющих основное общее образование, имеют право на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих. С 1 сентября 2013 года три учреждения среднего профессионального образования осуществляют профессиональное обучение людей с ограниченными возможностями здоровья по различным программам профессиональной подготовке.
  • В Ассоциации Родителей Детей – Инвалидов «Свет» совместно с муниципальным бюджетным учреждением «Молодежный центр» управления по делам молодежи администрации г.Владимира работают поддерживаемее мастерские для молодых подростков с тяжелой степенью инвалидности с психофизическими нарушениями:
    • Обучение швейному делу;
    • Обучение ткачеству и вышиванию;
    • Роспись по дереву и изготовление поделок из муки и соли;
    • Обучение домоводству и кулинарии;
    • Обучение уборке помещений;
    • Обучение компьютерной грамотности;
    • Обучение полиграфическим работам;
    • Обучение сельхозработам (работам конюха и коновода по программе «Иппотерапия и Лечебная Верховая Езда»);
    • Обучение работам по благоустройству дворовых территорий;
    • Обучение растениеводству и фитодизайну.

В России не обучаются почти 40% детей-инвалидов.

Что мешает реализовать право на образование детям – инвалидам? Все еще встречается практика установления психиатрами такого не медицинского и не правового «диагноза», как «необучаемый», «клиент собеса». Многие педагоги, работающие с детьми с инвалидностью, не знают методик, программ занятий с такими детьми. Детей с тяжелой формой инвалидности выводят из дошкольных образовательных учреждений по причине «не может себя обслуживать, не умеет пользоваться горшком» и др. или оставляют в ДОУ на 2 часа. Не знание родителями (законными представителями) права детей на образование, гарантированной Конституции РФ, международной Конвенции о правах инвалидов, Конвенции о правах ребенка, становиться судьбоносным в жизни ребенка, семьи. Ребенок не посещает образовательные учреждения, не социализируется, сидит дома, мама ребенка вынуждена уйти с работы, чтобы быть рядом с ребенком.

Дети – инвалиды, проживающие в психоневрологических интернатах, чаще всего признаются «необучаемыми», считаются «собесовскими» и лишаются их права на развитие и образование.

4. О реализации права на инклюзивное образование.

Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право «выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Федеральный закон «Об Образовании» от 29.12.2012 N 273 – ФЗ законодательно ввел «инклюзивное образование», закреплено обучение по адаптивным программам детей с ограниченными возможностями здоровья, появился механизм помощи ребенку в процессе обучения ассистентом.

Но вместе с тем остаются проблемы по реализации права на образования детьми с ограниченными возможностями, до сих пор встречаются случаи, когда дети не могут реализовать право на образование. До настоящего времени не искоренена практика присвоения ребенку с ограниченными возможностями статуса «необучаемый», используются диагнозы «клиент собеса». Формулировки «необучаемый», «не может себя обслуживать», «мешает другим детям заниматься» и др. используется при выводе детей из образовательных учреждений.

Инклюзивное образование внедряется медленно, из-за отсутствия разработанных типовых положений, квалифицированных специалистов, педагогов. Затраты на обучение педагогов инклюзивным методикам, с тем, чтобы он потом смог учить ребенка по месту его жительства, обойдутся дешевле, чем проживание ребенка в интернате, затраты на содержание интернатов.  

В настоящее время не все дети, проживающие в домах - интернатах для умственно отсталых детей, обучаются. Все еще существует мнение,   что «тяжелые формы заболеваний являются медицинскими противопоказаниями для получения ребенком образовательных услуг. Лица, нуждающиеся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании проходят обучения в учреждениях социальной защиты населения или переводятся на домашнее обучение в установленном законом порядке». Тем не менее, дети, находящиеся в отделениях милосердия, имеющие сложную структуру дефекта, не получают образовательных услуг на дому, в интернате.

Таким образом, считаем, что причины отказа в зачислении в образовательные учреждения, вывод детей на надомное обучение из образовательных организаций не объективны и более того - противозаконны.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, но около 40% детей-инвалидов РФ не обучаются.

ПРЕДЛАГАЕМ для реализации права право на развитие, образование для детей с инвалидностью:

  • Проводить общероссийский мониторинг обеспечения детей-инвалидов образовательными услугами, а также зачисления детей-инвалидов в образовательные учреждения.
  • Обеспечить обучение всех детей – инвалидов, в том числе проживающих в учреждениях социальной защиты, в домах- интернатах для умственно отсталых детей.
  • Принять программу постоянного повышения квалификации и проведения регулярных курсов переподготовки работников образовательных учреждений по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья различной потребности.
  • Во всех педагогических Вузах предусмотреть курс обучения студентов «инклюзивному образованию». Для уже работающих специалистов проводить их повышение квалификации «инклюзивному образованию» в институтах повышения квалификации работников образования.
  • Ввести «уроки доброты» в общеобразовательных организациях как обязательные уроки в предмете Естествознания.

 Защита и реализации прав людей с инвалидностью на достойную жизнь.

С 2005 года ВООО АРДИ «СВЕТ» ведет работу по обучению самостоятельному (сопровождаемому) проживанию молодых людей с тяжелой формой инвалидности в «учебных квартирах»: дневное обучение, 2-х дневное, 1-2х месячное.

С 2005 года ВООО АРДИ «СВЕТ» ведет разработку, продвижение и апробацию моделей достойного проживания людей с инвалидностью - сопровождаемого (поддерживаемого) проживания - альтернатива психоневрологическим интернатам. Разработаны проекты законов, приняты, внедрены и работают формы самостоятельного (поддерживаемого) проживания во Владимирской области:

  • Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов (дееспособных) (Внедрены Постановлением Губернатора Владимирской области от 16 августа 2012 г. «О внедрении во Владимирской области стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов»).
  • Опека над неродными недееспособными гражданами (Закон Владимирской области ЗО-22 от 14.02.2013 (ред. от 31.12.2013) «О вознаграждении, причитающемся опекунам недееспособных граждан»). Вступил в силу 1 января 2014 года. Вознаграждение, причитающееся опекуну, составляет 6000 руб. в месяц.
  • Постоянное сопровождаемое проживание в обычной квартире. Квартира площадью 177 кв.м. (семи - комнатная), принадлежит ВООО АРДИ «Свет». В квартире проживают 5 человек - членов АРДИ «Свет», с сопровождающим лицом. У каждого проживающего отдельная комната.

Во Владимирской области работают инновационные технологии оказания помощи людям с инвалидностью на проживание в привычной домашней обстановке: внедрены различные формы сопровождаемого проживания одиноких людей с инвалидностью – приемная семья, вознаграждение опекунам недееспособных граждан, проживание в квартире в домашней привычной обстановке с сопровождением, тем самым реализуется ст. 19 Конвенции о правах инвалидов. Более 100 одиноких инвалидов, в том числе и недееспособных, в настоящее время проживают в приемных семьях в домашней обстановке.

ПРЕДЛАГАЕМ для реализации права на достойную жизнь, улучшения положения людей с серьезными умственными и психофизическими нарушениями, одиноких людей с инвалидностью, недееспособных граждан:

А. Провести реформирование системы интернатных учреждений:

  • Проводить разукрупнение существующих домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, строительство жилых домов малой вместимости для проживания людей с тяжелой формой инвалидности.
  • Улучшать материально-бытовое обеспечение инвалидов, создавать для них благоприятных условий жизни, приближенные к домашним условиям, предоставлять им согласно утвержденным нормам (а не 2-3 м на человека) комнаты с мебелью и инвентарем, постельными принадлежностями, одеждой и обувью.
  • Осуществить мероприятия, направленные па социально-трудовую реабилитацию инвалидов с целью компенсации утраченных ими способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, проведение культурно-массовой работы; создать защищенные мастерские, творческие кружки, спортивные секции в каждом доме – интернате, ПНИ, для этого пересмотреть Постановления Минтруда России от 15.02.2002 N 13 «Об утверждении нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов». В типовых положениях о домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах должны быть предусмотрены тренеры, коучи, мастера производственного обучения, специалисты по кружковой работе, педагоги обучения самообслуживанию и самостоятельности.
  • Создавать «учебные квартиры» для лиц с тяжелой степенью умственной отсталости, социальных сирот для обучения их навыкам самостоятельного проживания (приготовление пищи, оплата коммунальных услуг и т.д.) в ПНИ и коррекционных школах 8 вида .

В настоящее время человек, имеющий ограниченные умственные, физические возможности, психические нарушения, может проживать без родителей, как правило, в психоневрологическом интернате. Предоставление в жилья, бывшим воспитанникам интернатов – сиротам, без социальной адаптации, приводит к потери ими жилья в течение 1-2 лет после получения.

В связи с этим, необходимо создавать «учебные квартиры» для лиц с тяжелой степенью умственной отсталости, социальных сирот для обучения их навыкам самостоятельного проживания.

Б. Разработать государственную программу сопровождаемого проживания одиноких людей с инвалидностью, с серьезными умственными и психофизическими нарушениями, недееспособных граждан.

В. Создать единую информационную базу по сопровождаемому проживанию в РФ.

Г. Тиражировать опыт Владимирской области применяемых различных форм сопровождаемого проживания для одиноких людей с инвалидностью, с психофизическими нарушениями, недееспособных граждан.

Д. Изучить положительный опыт других территорий РФ форм сопровождаемого проживания для одиноких людей с инвалидностью, с психофизическими нарушениями, недееспособных с целью его тиражирования.

Е.   В разделе федеральной целевой программеы "Жилище" предусмотреть жилье для людей с инвалидностью: общежития, социальные квартиры, приспособленные для проживания инвалидов.

Правовое просвещение, повышение гражданской активности родителей детей-инвалидов, инвалидов, специалистов и НКО по реализации гражданских и социальных прав людей с инвалидностью.

В 2014 году проведено:

Юридические Консультации: 255 консультаций

Проконсультировано:

  • очно - 249 человек;
  • на дому - 58 человек;
  • по электронной почте - 80 человек;
  • письменных консультаций - не менее 20;
  • НКО - 61.

Выездные консультации специалистов проекта (юристы, психолог):

проведены 23 выездных консультации в 14 городах Владимирской области и РФ. Проконсультировано 253 человека.

Семинары для инвалидов и родителей детей-инвалидов:

  • Проведено 6 семинаров для родителей детей-инвалидов.
  • Семинары посетили 160 человек.

Семинары для специалистов здравоохранения, образования и соцзащиты, работающих с инвалидами:

  • Проведено 6 семинаров для специалистов здравоохранения, образования и соцзащиты, работающих с инвалидами.
  • В семинарах приняли участие 249 человек.

Тематические (совместные) мероприятия:

  • Проведено боле 60 тематических мероприятий.
  • Приняло участие более 1500 человек
  • и более 20 НКО.

Подробнее о защите и реализации прав детей - инвалидов, инвалидов и их семей с рождения в течение всей жизни, о программах ВООО АРДИ «Свет», о социальном партнерстве Вы можете узнать на сайте http://svet33.ru.

Дополнительная информация:

Любовь Кац на ТВ-6 Владимир

Любовь Кац: «К каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья мы относимся как к особенному»

  • Печать