Прямая речь

«Процесс модернизации нашего общества требует участия граждан в формировании нового социума», — уверена Светлана Федорова, доцент кафедры философии, социологии и экономической теории Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии им. П.А. Столыпина. Каковы проблемы и особенности развития гражданского общества в России? Нужна ли обществу национальная идея и комплексное патриотическое воспитание? Рассуждает Светлана Федорова:

— В Ульяновской области гражданское общество имеет давние традиции. Его истоки уходят прошлое, прослеживаются еще в сельском и городском самоуправлении, элементах сословного представительства. Относительно зрелые формы появились к концу 19 века. Кардинальные политические, экономические и социальные изменения в конце ХХ века открыли беспрецедентные возможности для самоорганизации.

В августе 2013 года в Ульяновске состоялся V Гражданский Форум. В его рамках работали 12 круглых столов, в ходе которых представители власти и некоммерческих организаций обсуждали проблемы выхода из самых разных кризисных ситуаций. Подводя итоги Форума на пленарном заседании, председатель Общественной палаты Ульяновской области рассказал об исследовании развития гражданского общества, проведенного в области. «С середины 90-х годов существуют международные методики количественного измерения уровня развития гражданского общества, которые адаптированы для России в Высшей школе экономики. Они описываются четырьмя показателями: политическая среда, структура гражданских организаций, гражданские ценности, активность гражданских организаций по отношению к органам власти. По ним можно рассчитать индекс развития гражданского общества. Результат измерений может быть от 0 (минимальный уровень) до 1 (максимальный). Исследования, в которых приняли участие около 700 человек прошли в июле этого года в Ульяновской области. В итоге, в Ульяновской области индекс получился 0,45. Он показывает, что в обществе существует поддержка гражданских организаций, но результаты их деятельности слабые. Также есть множество барьеров со стороны органов власти», — констатировал председатель. По его словам, в области всего насчитывается 1424 различных общественных организаций. В среднем на 1000 жителей области приходится 1,1 общественных объединений. В Европе этот показатель равен 1,5.

«Гражданская активность предполагает развитое гражданское общество, определённую численность некоммерческих организаций, и их эффективную деятельность по решению проблем», – заявил председатель областной Общественной палаты. В выступлении было сказано о разности взглядов на решения этих проблем чиновников и общественности: «Не все чиновники позитивно воспринимают критику общественников. Некоторые считают их кляузниками и провокаторами, а их деятельность расценивают враждебной органам власти. У чиновников и населения разные критерии оценки эффективности деятельности государства. В США считается, что эффективное государственное управление добавляет к доходам граждан десятки тысяч долларов. О нашем управлении так не скажешь…»

Гостем Гражданского форума стал член Общественной палаты России Сергей Марков, который высоко оценил прошедший Форум. Итоги Форума были подведены губернатором С.И. Морозовым, который отметил, что была выработана единая позиция общих целей, технологии разрешения разных проблем. Фактически в рамках Форума были проведены несколько референдумов по наиболее злободневным вопросам.

В рамках V Гражданского Форума Ульяновской области состоялся «круглый стол» на тему: «Формирование региональной идентичности: пути и формы участия гражданского общества», в котором я принимала непосредственное участие. Были приглашены преподаватели, занимающиеся данной тематикой. По итогам заседания «круглого стола» была принята резолюция, основные положения которой вошли в итоговый документ V Гражданского Форума.

В последние годы проблема гражданского общества стала очень актуальной, в связи с тем, что процесс модернизации нашего общества требует участия граждан в формировании нового социума. Казалось бы, что задачи НКО и управленческих структур одни и те же, вместе с тем равного партнерства не получается. Сегодня практика взаимодействия власти и гражданского общества должна перейти на качественно новый уровень. Думается, что должна быть большая инициатива в деятельности общественности по вопросам благоустройства, экологии, охраны общественного порядка. К сожалению, определенная часть населения сегодня занимает пассивную позицию, не принимая участия в выборах, критически оценивая какие-либо мероприятия местных властей, не веря в правоту законодательных актов. В Ульяновской области заметную роль играют организации ветеранов войны и труда, ветеранов Афганистана и т.д.

Поскольку моя основная работа связана с преподавательской деятельностью, то я акцентирую ее на патриотическом воспитании молодого поколения. Непосредственно приходится контактировать с Симбирской Губернской общиной, которая занимается православным воспитанием. Семейное воспитание, нравственное, патриотическое и т.д., с Общественной палатой, которая контролирует и НКО.

Отрадно понимать, что Правительство нашей страны стало уделять много внимания патриотическому воспитанию. Так, в 2010 году, была принята Третья Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.». В рамках этой программы планировалось проведение Всероссийских творческих конкурсов с привлечением молодых ученых; проведение Всероссийской Конференции «Патриотизм ХХI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта»; выполнение курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, с важнейшими событиями в жизни народа. В продолжении этой Программы, в 2012 году Президент подписал Указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества.

Я, как педагог, работая над проблемой формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому, изучаю ценности современной молодежи, их отношение к патриотическому воспитанию. Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: какие педагогические условия необходимы для формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому в современном обществе. Построить новое гражданское общество без приоритетных человеческих ценностей просто невозможно, как нельзя и вернуться к прошлой жизни, прошлым идеалам и героям. Ведь молодежь несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития, и, следовательно, его ценности будут определять ценностное сознание всего общества, образ будущего России.

В обществе должна быть национальная идея, так как это результат и отрицательного и положительного опыта страны. Необходимо более широко использовать народные традиции, обычаи, новые ценности, которые появились благодаря реалиям современной действительности в жизни и деятельности россиян, государственные праздники и государственную символику России.

Задача заключается в том, чтобы воспитать целостную личность «Я — гражданин России», чтобы каждый молодой человек чувствовал себя в своей родной стране патриотом, видел будущее России, понимал значимость процессов модернизации, роли России в глобальном социуме.

Патриотическое воспитание в Ульяновской области имеет свою специфику, так как в советский период город Ульяновск являлся Родиной В.И. Ленина, руководителя Октябрьской революции, а сегодня он рассматривается как Родина писателя И.А. Гончарова, историографа Н.М. Карамзина. Вместе с тем, г. Ульяновск будет пионером в создании музея социализма, ныне это Ленинский Мемориал. Думается, что это позволит сформировать новую концепцию воспитания и преодолеть разрыв с социализмом, и в то же время сохранить преемственность того прошлого, без которого нельзя построить настоящего. Это все позволит воспитать гражданина и патриота нашей страны. К сожалению, порой и средства массовой информации, и учебники по истории искажают нашу историю, пересматривают все то, что было создано в 20-30- годы, не дооценивая роль советского человека в создании советского общества, а это привело к потере многих ценностей, неуважению к нашей истории, забвению многих национальных героев, недопониманию вклада нашей страны в мировой прогресс. Я полагаю, что создание концепции патриотического воспитания на региональном уровне (на опыте Ульяновской области) может быть использовано другими регионами.

  • Печать