Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив»

Дети с ограниченными возможностями здоровья: право на образование

19.03.2017

Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив» провела 15 февраля в Ижевске правозащитную встречу «Защита прав детей-инвалидов: запрет на дискриминацию и социальная интеграция», которая открыла цикл правозащитных встреч, направленных на анализ текущих процессов практического воплощения законодательства по защите прав детей в Удмуртии, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На ней обсуждались вопросы, связанные с обеспечением прав детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и право каждого ребенка с особыми потребностями на образование как одного из базовых прав ребенка с ОВЗ на развитие и интеграцию в обществе. Они касались изменения законодательства в области защиты прав инвалидов в связи с ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов и воплощения его на практике в образовательных организациях Удмуртской Республики.

Во встрече приняли участие 49 человек руководители и специалисты органов управления образования и образовательных организаций, представители Аппарата Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике, гражданские активисты, представители родительской общественности и социально ориентированных некоммерческих организаций. В роли эксперта выступил Павел Кантор, юрист правовой группы Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» (Москва).

Ведущая встречи и координатор проекта «Права ребенка: правозащита в действии и правовое просвещение» Ольга Пишкова, посвящая участников в задачи мероприятия, отметила: «Правозащитные встречи для нас новый формат. В последние годы в консультационную приемную «Детская линия» поступает довольно много обращений от родителей детей, права которых были нарушены. Работа с этими случаями, их анализ привели нас к предположению, что при реализации на практике позитивных по смыслу законодательных мер, в частности у нас в Удмуртии, происходит обратное — рост и расширение спектра нарушений прав детей, на обеспечение которых направлено законодательство и государственная социальная политика в интересах семьи и детей. Это может быть как из-за недостаточности механизмов реализации законодательства на региональном и местном уровнях, так и в связи с устаревшими подходами в работе организаций, служб и ведомств. К сожалению, подходы и услуги часто не отвечают запросам современной семьи и детей,  в том числе в системе общего образования. Система защиты детей неповоротлива, медленно реагирует на нарушения прав детей. Обратная связь с семьями на местах, быстрое реагирование — это одна из задач наших правозащитных проектов. Для этого вот уже третий год мы формируем сообщество  общественных детских правозащитников. Правозащитные встречи и направлены на анализ работы системы образования и защиты прав детей в Удмуртии на основании «живых мнений» реальных исполнителей государственной политики в интересах семьи и детей, с одной стороны, и «носителей» существующих проблем – родителей детей, с другой стороны.  На этой первой правозащитной встрече мы бы хотели обозначить и проанализировать по возможности причины нарушений прав детей с ограниченными возможностями здоровья, делая акцент на системе образования, обозначить подходы и механизмы их решения на практике».

В самом начале встречи ее организаторы предложили участникам озвучить свои ожидания. Оказалось, что у общественников и родителей много вопросов, на которые они не знают ответов: о работе детского сада для детей с ОВЗ, об инклюзии на деревне и селе, об особенностях площадок инклюзивного образования. Условно «другую сторону» представляли руководители органов образования и образовательных организаций, специалисты Института развития образования. Все они хотели знать примеры нарушений прав детей-инвалидов и с ОВЗ в системе образования. Как отметила Людмила Зверькова, представитель Аппарата Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике, таких обращений к ним не поступало.

Юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор представил участникам ретроспективу изменений законодательства об образовании в Российской Федерации. «90-е годы можно считать периодом романтизма: прогрессивные положения в законе носили лишь декларативный характер, — считает юрист Павел Кантор. — Удавалось добиваться изменений лишь в частных случаях — система не работала. Нормативно-правовое регулирование в образовании было несовершенным. Тогда и международные правовые акты были, скорее, декларативными и не влияли на систему».

Экспертом было отмечено, что в начале 2000-х годов в законодательстве по защите несовершеннолетних граждан, в том числе и в системе образования, наступает этап прагматизма и изменений. В результате сформировалась система норм, которые друг с другом сочетаются и дают правильный ориентир для практиков. Так, Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Россией в 2012 году, имеет уже более практический характер, дает конкретные рекомендации. По Конвенции одно из базовых прав инвалидов — право на самостоятельный образ жизни в своем окружении. В России было принято человека с инвалидностью изымать из среды и там создавать для него условия жизни, а современная задача — создать среду в самом обществе. Сейчас государство создает для этого механизмы и систему социального обслуживания. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года также несет практические нормы — он требует результатов от процесса обучения. И поэтому «механическая» инклюзия — посадить ребенка-инвалида в обычный класс и этим ограничиться — не дает результатов и тем самым противоречит Закону об образовании.

Вполне закономерно появились федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для детей с ОВЗ. Они начали действовать с 1 сентября 2016 года. Новый механизм также и у ИПРА — Индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. «К сожалению, на сегодня есть данные, что из 6600 ИПРА выполнено лишь 6, — отметил эксперт. — Это отчасти говорит об отсутствии системы реабилитации. Многое из прописанных идей кажется фантастикой, а успешные практики реабилитации инвалидов, как правило, индивидуальные. Но если есть желание, все можно сделать».

Одна из основных сфер, которая помогает детям-инвалидам и с ОВЗ развиваться и социализироваться — образование. Здесь все тоже очень непросто. Есть случаи конфликтов родителей с педагогами и администрациями школ. Именно такой случай обнаружили ижевские детские правозащитники в период подготовки правозащитной встречи в связи с обращением родителей в консультационную приемную «Детская линия». В режиме дискуссии педагогами и управленцами, родителями и общественниками обсуждались проблемы реального воплощения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с ОВЗ на практике в коррекционных образовательных организациях. Говорили не только о требованиях к адаптированной общеобразовательной программе (АООП) и специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической службы (ПМПК), но и оптимальной численности детей в школах, необходимости подушевого финансирования и изменений развивающей образовательной среды в школе, о дефиците квалифицированных специалистов и недостаточности финансирования, о недоверии и предубеждении родителей в случаях обращения в ПМПК к деятельности комиссий, о том, что школа и ПМПК должны стать дружественно-ориентированными к семье ребенка с ОВЗ.

В качестве отдельной темы эксперт обозначил и образование детей с ОВЗ из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях. Он отметил, что система коррекционного образования должна стать более гибкой — действующие ФГОС как раз и исходят и основаны на большой гибкости системы. Павел Кантор также подчеркнул, что сегодня отсутствует заинтересованность школ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, а между тем есть категория детей с расстройством аутического спектра (РАС), которым необходимо обучаться только в условиях инклюзии. Чтобы стимулировать школы принимать на обучение детей с ОВЗ необходимо подушевое финансирование. Заинтересованности школ в обучении детей с ОВЗ могла бы помочь новая система рейтинговой оценки школ, где одним из критериев мог бы быть критерий вовлечение в процесс обучения детей с ОВЗ.

«Обучение ребенка с ОВЗ дороже обучения его нормативного сверстника в 5 раз. С более тяжелым нарушением развития обучение может быть дороже в 10, а то и 20 раз. В Москве стоимость обучения обычного школьника обходится в 60 000 рублей в год. Для коррекционных школ к этому нормативу идут коэффициенты 2 и 3», — подчеркнул Павел Кантор.

Отдельная сессия правозащитной встречи была посвящена вопросу права ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида жить и воспитываться в семье и отсутствия необходимых социально-медицинских услуг для таких детей с ОВЗ в  сельских и отдаленных от центра территориях. Представитель министерства образования и науки Удмуртии озвучила цифру количества школ-интернатов, обучающих детей с ОВЗ на сегодняшний день в Удмуртии 32 таких учреждения. Вытеснение в интернатные формы жизнеустройства детей происходит из-за пока непреодолимого барьера, связанного с отсутствием условий для получения образования по месту жительства и организации ухода за детьми с ОВЗ на дому. Практическим изменениям в этом вопросе и вопросах организации ранней помощи как раз и должны стать новые законодательные меры в рамках государственной политики в отношении детей с ОВЗ, сфере оказания необходимой помощи по месту жительства «особого» ребенка.

Очевидными барьерами для осуществления и повышения качества социальной помощи детям с ОВЗ являются также устаревшие тарифы стоимости социальных услуг в реестре Министерства социальной, семейной и демографической политики УР. Эксперт озвучил цифры стоимости некоторых социальных услуг в соответствии с действующим на февраль 2017 года Приказом министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики «Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые на территории Удмуртской Республики». Так, стоимость социальных услуг «социально-психологическое консультирование», «психологическая помощь и поддержка» (период 27.02.2015 по 27.02.2018 года) составляли 0,36 рублей (36 копеек) каждая, не отвечая никаким реальным запросам сегодняшнего дня. Все это существенно тормозит практическому воплощению законодательства в наилучших интересах ребенка с ограниченными возможностями здоровья, достижения качества образования, определенного законом об образовании и ФГОС для детей с ОВЗ. 

Итоги встречи прокомментировала организатор мероприятия и детский правозащитник Ольга Пишкова: «На сегодняшней правозащитной встрече проявились проблемы, которые уже много лет звучат в разных аудиториях, но сегодня в связи с изменениями в законодательстве по защите прав людей с инвалидностью они звучат более определенно. Поскольку законодательство ориентировано на конкретный результат, позволяющий детям с ограниченными возможностями здоровья стать полноценными членами общества, то старые методы и подходы уже не работают. И экспертом, и участниками встречи были зафиксированы важные моменты: для реализации положений и требований закона об образовании и ФГОС для детей с ОВЗ необходимы финансовые вложения и совершенно иная система финансирования образования — подушевое финансирование. Новые образовательные практики развития и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья не будут эффективны, если школа не будет реально, а не на словах сотрудничать с родителями в вопросах образования детей. Необходимо усилить роль и значение прав ребенка в качестве стандарта законодательных изменений и региональной социальной политики, осуществляемой в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья».

Мнение участника Наталья Шампорова, член Сети общественных детских правозащитников, психолог, представитель общественной инициативы «Особые мамы»: «Для нас тема правозащитной встречи очень актуальна: 75% мам нашего сообщества — мамы детей с ОВЗ и инвалидов. Как психолог я работаю по обращениям, и главные вопросы в них связаны со здравоохранением и образованием. Эта стартовая в рамках проекта встреча была недолгой, и просто не хватило времени для обсуждения актуальных для нас тем. Но каждая такая встреча — огромный ресурс: нам не хватает общения в среде людей, занимающихся правами ребенка, а сюда приезжают люди со всех районов республики, и можно познакомиться с ними, узнать другой опыт».

Встреча проходила в рамках социального проекта «Права ребенка: правозащита в действии и правовое просвещение». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 05.04.2016 года № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство».




ООД "Гражданское достоинство" не несет ответственности за информацию, размещенную в разделах НКО - победителей конкурса грантов.

Архив новостей организации