СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН"

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН"в рамках реализации проекта «Центр юридической помощи и защиты граждан в условиях интеграции г.Севастополя в правовое поле РФ» подвела промежуточные итоги своей деятельности и проинформировала жителей г. Севастополя об этих результатах.

29.04.2017

Жители Севастополя на канале НТС (независимое телевидение Севастополя) в выпуске «Севинформбюро» в программе «Без комментариев» и «Радиорубка»  смогли узнать о направлениях наиболее часто оказываемой в последние месяцы  юридической и правовой помощи обратившимся в наш центр гражданам.

http://nts-tv.com/rubriki/bez_kommentariev/51795/54047/ («Без комментариев»)

http://nts-tv.com/programms/radiorubka/51863/54043/ («Радиорубка»)

 

Значительный период времени,  одной из самых острых проблем для многих севастопольцев, была проблема получения паспорта гражданина РФ. Окончательно данный вопрос решился после принятия  Конституционным судом Постановления № 18-п от 04.10.2016 года.

Однако далеко не все проблемы, возникшие в процессе интеграции Крыма и Севастополя в правовое поле Российской Федерации, можно назвать решенными.

 Оказалось  проблема гражданства это всего лишь первый, самый явный, однако далеко не последний «симптом»  проявившийся в правоприменительной практике на полуострове.  Как выяснилось сфере социального обеспечения, к сожалению, тоже нездоровится, и опыт показывает, что  самым эффективным, если не единственным «лекарством» является мнение конституционного суда РФ по спорным вопросам.

О каких проблемах идет речь.  Прежде всего,  это применение норм  Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях  Республики Крым и города Федерального значения Севастополя».

Положения указанного Закона предоставляет ряд льгот, в частности касающихся расчета размера  пенсии, учета трудового стажа и т.д., гражданам, постоянно проживающим на территории Крыма и Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года.   

При этом в п.3 ст. 2 Закона указанно:

«Подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции»

По мнению Пенсионный фонда, которое, следует заметить, нашло свою поддержку в  Севастопольском городском суде, указанная норма дает основания не применять положения 208-ФЗ к гражданам, которые были документированы паспортом гражданина РФ до 18.03.2014 года, несмотря на то, что они постоянно проживали в Севастополе на момент референдума, некоторые из них имели паспорт гражданина Украины с «пропиской» в городе Севастополь.

Однако, по мнению правоприменителей, только лишь тот факт, что лицо  до референдума уже имело паспорт гражданина РФ, автоматически лишает его права на льготы предусмотренные 208-ФЗ.

Учитывая, что указанная норма необоснованно ограничивает значительное количество пенсионеров, в  том числе и в их праве на выбор пенсионного обеспечения, конституционность указанной нормы, по мнению адвокатов-партнеров проекта, подлежит проверке Конституционным судом РФ, и  соответствующая жалоба подготовлена и подана (март – апрель 2017 г.) Захаровой Т.Е. -  адвокатом-партнером проекта.              

 

            Внимания конституционного суда РФ также заслуживает практика применения  исполнительными органами и судами, ст. 12  Федеральный конституционный закон от 21.03.2014  N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Указанна статья гласит : «На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения»

Суть указанного положения состоит в том, что документы, выданные уполномоченными органами Украины, сохраняют свою силу и после  воссоединения Крыма с Россией.  Например, если  у гражданина есть Госакт  на земельный участок, полученный при Украине, то он  сохраняет свою силу и после 18.03.2014 года и является таким же правоустанавливающим документом, как и аналогичный документ,  выданный уполномоченными  органами РФ. Соответственно, на основании указанной статьи, гражданин не обязан заново подтверждать свое право на земельный участок.

Логично предположить, что  таким же образом данная норма должна действовать и в отношении иных прав, приобретенных гражданином при Украине, в частности права на получение мер социальной защиты.

Однако, у исполнительных органов и судов Севастополя, сложилось иное мнение  по поводу применения указанной статьи. Размах «трагедии» виден на примере участников Великой Отечественной Войны, из числа тружеников тыла.

Так,   значительное число ветеранов приобрело статус  труженика тыла на основании свидетельских показаний, подтверждающих факт работы лица в тылу во время Великой Отечественной Войны. Следует заметить, что законодательство Российской Федерации такой способ подтверждения факта работы в тылу, как показания свидетелей, не предусмотрен. Ссылаясь на указанное обстоятельство,  а также на фразу «если иное не вытекает из самих документов или существа отношения», содержащуюся в статье 12   № 6-ФКЗ, суды отказывают  указанным лицам в установлении статуса труженика тыла.

И, как следствие, происходит  прекращение действия мер социальной защиты (поддержки) в отношении граждан, которым отказано в выдаче документов российского образца, подтверждающих льготный статус. Ветераны ВОВ, десятки лет простоявшие в очереди на получения жилья, с нее снимаются.

По нашему мнению, такое толкование нормы, сложившееся в правоприменительной практике, противоречит Конституции РФ, в связи с чем адвокатом-партнером проекта Ковальчук В.А. подготовлена и подана (март-апрель 2017 г.)  соответствующая жалоба в Конституционный суд РФ 

 




ООД "Гражданское достоинство" не несет ответственности за информацию, размещенную в разделах НКО - победителей конкурса грантов.

Архив новостей организации