Из опыта работы общественной организации «Правосознание» по правовой помощи населению можно сделать вывод, что бывают ситуации, когда потерпевшие меняют место жительства или, не надеясь на какое-либо возмещение ущерба, просто не передают исполнительный лист судебным приставам. В этом случае осужденный, даже если захочет возместить ущерб, не сможет этого сделать. Логичным бы было создать всероссийскую базу данных, в которую бы были включены сведения о потерпевшем, а также вносились бы сведения об исполнении приговора.

В сентябре 2014 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора)». Данный законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2014 года № 5-П. Более подробно мы писали об этом тут.

В данном законопроекте предусматривается, что в ходатайстве потерпевший помимо прочего должен указать адрес его места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, которые могут обеспечить своевременное получение информации о рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении или при рассмотрении иных вопросов, связанных с исполнением приговора.

Альтернативным (или дополнительным) инструментом для информирования и контроля реализации прав потерпевших, помимо прописанных в законопроекте, было бы создание Единой базы потерпевших.

В июне 2014 года в Общественной палате Российской Федерации состоялась общероссийская конференция «Роль гражданского общества в борьбе с преступностью». Целью данной конференции ставилась выработка рекомендаций по оптимизации законодательства в сфере профилактики правонарушений, повышение правовой грамотности граждан, информационная, правовая и психологическая поддержка и защита потерпевших от преступлений, пропаганда их прав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В работе Конференции и трех специальных секций приняли депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации ФС РФ, представители Администрации Президента Российской Федерации, министерств и ведомств, члены Общественной палаты Российской Федерации, ученые, профильные общественные организации. Так представитель Челябинской городской общественной организации «Правосознание» в ходе заседания третьей секции «Общественно-государственная поддержка, сопровождение и реабилитация лиц, потерпевших от преступлений» высказал предложение о создании единой всероссийской базы потерпевших от преступлений. Данная инициатива была поддержана на заключительном заседании, в том числе и председателем правления Правозащитного движения «Сопротивление», членом Общественной палаты РФ Ольгой Костиной. Принятые на данной Конференции рекомендации были направлены в адрес федеральных органов власти и Государственную Думу.

Из опыта работы общественной организации «Правосознание» по правовой помощи населению можно сделать вывод, что бывают ситуации, когда потерпевшие меняют место жительства или, не надеясь на какое-либо возмещение ущерба, просто не передают исполнительный лист судебным приставам. В этом случае осужденный, даже если захочет возместить ущерб, не сможет этого сделать. Логичным бы было действительно создать всероссийскую базу данных, в которую бы были включены сведения о потерпевшем, а также вносились бы сведения об исполнении приговора (в том числе, указывалась информация о месте отбывания наказания осужденного и о взыскании ущерба).

Бабин Максим Анатольевич, сотрудник проекта «Права потерпевших и родственников осужденных» общественной организации «Правосознание»: «Данную базу данных можно было бы объединить с Единым порталом государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), и потерпевшие могли бы самостоятельно менять сведения, позволяющие органам, исполняющим приговор, быстро их отыскать. Особенно удобно это было бы в случае подготовки материалов для рассмотрения ходатайств об условно-досрочном освобождении, когда потерпевший должен быть извещен, но никто не знает, где он. И получается, что ни сам потерпевший не принял мер по защите своих прав, ни иные участники процесса не могут в должной мере реализовать свои права».

Юрин Александр Александрович, Председатель Общественной наблюдательной комиссии Челябинской области: «Вообще проблема слабой защищенности прав потерпевших давно обсуждается в обществе. Это привело к тому, что Законодателем сейчас разрабатывается и принимается законодательная основа этой деятельности. В такой ситуации идея о создании Единой базы потерпевших является интересным предложением. Считаю, что данный вопрос стоит вынести на широкое обсуждение. Рад, что ЧГОО «Правосознание» решила это сделать».

Но имеются и иные мнения по данному поводу. В интервью судьи коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда Кудрявцевой А.В. в рамках проекта «Права потерпевших и родственников осужденных» от 29 октября 2014 года было высказано следующее мнение: «Как показывает практика, изменение места жительства потерпевшими и трудности в их извещении – единичны. Поэтому нецелесообразным является создание единой базы потерпевших, тем более нельзя обязывать потерпевших извещать соответствующие органы, например органы системы исполнения наказаний или суд об изменении места жительства. Сообщение подобного рода сведений возможно только на добровольной основе».
 
В октябре и ноябре 2014 года в рамках проекта «Права потерпевших и родственников осужденных» Общественная организация «Правосознание» провела социологическое исследование.
 
На вопрос исследования «Слышали/знаете ли Вы что-либо о идее создания «Единой всероссийской базы данных потерпевших от уголовных преступлений» большинство респондентов ответило отрицательно (69%), вместе с тем пятая часть опрошенных знают о ее существовании (18,8%).

Вопреки тому, что большинство респондентов не знают о существовании Единой всероссийской базы данных потерпевших от уголовных преступлений, на вопрос «Как вы относитесь к идее создания «Единой всероссийской базы данных потерпевших от уголовных преступлений» ответили положительно и скорее положительно больше количество раз из предложенных вариантов ответов (25,4% и 31,5%).

На основании данных показателей можно сделать вывод, что, несмотря на то, что большинство респондентов не владеют информацией о том, что Единая база потерпевших может быть создана, они положительно оценивают ее создание.

Однако, отвечая на вопрос «Если бы вы были потерпевшим, хотели бы вы быть внесены в базу?», респонденты разделились во мнении. Точно нет – ответили 25,9%, скорее нет – 6,6%, скорее да – 27,4, определенно да – 20,8%.



ООД "Гражданское достоинство" не несет ответственности за информацию, размещенную в разделах НКО - победителей конкурса грантов.