Приморская автономная некоммерческая организация "Информационно-методический Центр "Тихоокеанский Проект"

Мониторинг обеспечения прав потребителей ЖКУ на территории Приморского края

01.10.2016

Цель мониторинга

Целью мониторинга является определение состояния с обеспечением прав потребителей на территории Приморского края.

Мониторинг даст возможность определить и проранжировать наиболее актуальные и характерные нарушения прав потребителей ЖКУ на территориях муниципальных образований Приморского края, отследить ситуации с изменением состояния в вышеуказанной сфере, выявить наиболее эффективные методы борьбы с такими нарушениями и на основании этого корректировать мероприятия, проводимые в рамках, выполняемых ИМЦ «Тихоокеанский Проект» программ. 

Общие выводы:

1. До 40% потребителей ЖКУ в Приморском крае практически не владеют знаниями в области жилищного законодательства, особенно в области знания своих жилищных прав и их защиты в случаях нарушений. Этот вывод предполагает продолжение проведения мероприятий жилищного просвещения всеми общественными структурами и социально ориентированными некоммерческими организациями, работающими в сфере ЖКХ, с привлечением Администраций МСУ. Особенный упор необходимо сделать на становление и развитие в муниципальных образованиях центров поддержки собственников. Проанализировав данные телефона «горячей линии» за 1-3 квартал мы можем утверждать, что в тех муниципальных образованиях, где не созданы центры поддержки собственников, состояние знаний потребителей услуг ЖКУ в области жилищного законодательства, особенно в области знания своих жилищных прав и их защиты в случаях нарушений защиты прав значительно хуже, нежели в муниципалитетах, где эти центры созданы и функционируют.

2. Администрации муниципальных образований работу в области защиты прав потребителей ЖКУ в основном ведут формально.

3. Зачастую источником возникновения случаев нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ выступают непосредственно поставщики жилищно-коммунальных услуг, нарушая жилищное законодательство в части раскрытия информации и не информируя должным образом потребителей ЖКУ в соответствии с нормативными документами.   

4. Основными участниками взаимодействия в сфере ЖКХ со стороны собственников выступает старшее поколение. Необходимо проводить работу по вовлечению в процессы управления и иные возрастные группы, особенно молодежь. Для этого необходимо проводить специальные мероприятия и возможно разрабатывать отдельные программы.

5.  Рост количества решенных проблем по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг напрямую зависит от роста правовой грамотности собственников жилья, Председателей и членов советов многоквартирных домов, Председателей и членов правлений ТСЖ (ТСН), ЖСК и иных потребительских кооперативов. Решающую роль должны сыграть созданные и создаваемые Центры поддержки собственников жилья, они должны действовать на любой территории, где имеются многоквартирные дома, так как с ростом охватываемых территорий Приморского края и ростом численности потребителей жилищно-коммунальных услуг, вовлеченных в процессы управления МКД, позволяют оперативно решать проблемы, связанные с защитой прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Андреев В.В. эксперт-аналитик ИМЦ «Тихоокеанский Проект»
Сентябрь 2016 г.




ООД "Гражданское достоинство" не несет ответственности за информацию, размещенную в разделах НКО - победителей конкурса грантов.